"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

суббота, 2 июля 2011 г.

Консерватизм как родитель Модерна

Попытка создания "консервы" предпринималась еще с возникновением первых городов, которые и возводились как убежища от природного хаоса и беспощадного времени, как "скворечники для богов", которые символизировали вечность и противоположность всеобщей энтропии. Оттуда происходит и миф о Рае, как об ограниченном "законсервированном" пространстве. Кульминация этого мифа соответствует "осевому периоду" (Ницше, Ясперс), когда народы, населяющие окраины Евразии, оказались лицом к лицу с безудержной пассионарностью ариев, с их культурными достижениями и технологическими изобретениями (что, в принципе, было одно и то же - Искусство). Произошел радикальный слом устоев - большинство народов ассимилировалось в индоевропейский гроссраум, но нашлись и такие, которые свое поражение поставили во главу угла, в точку отсчета своей "богооставленной" истории ("им боги помогают, нас бог бросил"). Рабство у ариев было перетрактовано как рабство онтологическое - это нехитрый психологический прием, когда создается большая иллюзия, замещающая малый реальный комплекс.
Но самое смешное, что такая вот "консерва" и стала той миной, которая взорвала историю (тухлые консервы обычно взрываются) и дала импульс развитию своей противоположности - техническому прогрессу, духовно-интеллектуальному преодолению иллюзорных границ. Консерваторы Традиции сами породили Модерн. "Новый Завет" вопреки Ветхому, "новый человек" (Христос) против "ветхого человека" - это был первый шаг в эпоху, где "новое" станет онтологическим принципом. Самое интересное, что в ту пору ни о каком пассеизме не было и речи - христиане были устремлены в будущее, в милленаристскую утопию, во всеобщее спасение. Но энтропия истории взяла свое. История повторяется - сегодня фундаменталисты Медоваровы порождают ноосферных Ильиновых, и более того - служат им раздражителем и топливом. Консерватизм не может быть ничем иным, как судорожной попыткой замедлить энтропию, потому как пассионарность не ведает никаких границ - ее просто несет на волне.
"Но... сделать ничего уже нельзя. Можно только сопротивляться до последнего, до Конца, кое-где одерживать небольшие победы, но исход предрешён." - это пораженческий менталитет, пестование проигрыша у пошлого Левиафана, сдача ему всех позиций. Это полная противоположность хайдеггерианскому "новому Началу", это умножение (количество, количество, количество), повторение "бесконечного Конца". Если этот менталитет, выражающийся ныне в массовой религиозной истерии, не будет преодолен, Россия обречена, а с ней - и вся Евразия. И тогда уже точно не будет иного сценария, кроме как "палец, кнопка, привет".

(с) Максим Борозенец
http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=15&t=1069&start=10

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...