"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

среда, 6 июля 2011 г.

Что есть человек?

Публичный диспут, который произошел в 1929 году в Давосе между немецкими философами Хайдеггером и Кассирером, где, следуя кантовской традиции, был поставлен, в частности, вопрос «Что есть человек ?».
Кассирер стоял на гуманистической позиции, определяя человека как существо автономное, самодостаточное, творящее через язык символический мир из себя и для себя, и осуществляющее в этом духовном мире прорыв к бесконечности трансцендирования. Он считал, что "из чаши этого духовного мира на него (человека) изливается бесконечность".
Хайдеггер отстаивал экзистенциальную позицию человека, его принципиальную конечность, определяющую статус его «заброшенности» в мир, где он пребывает в страхе и трепете, прислушиваясь к «зову Бытия». Он считал, что попытка за счет бегства в гуманистический символический мир Кассирера устранить страх у человека, понижает, тем самым, остроту его присутствия в мире. Именно страх может поддерживать модус присутствия человека в мире на должном для его экзистенции уровне. Понятие страха у Хайдеггера здесь имеет корреляцию с чувством тревоги у Лакана.
В итоге, здесь представлена оппозиция точек зрения на человека как на существо, с одной стороны, автономное, претендующее на бесконечность, а, с другой стороны, конечное, присутствующее. Кратко, это оппозиция «автономного богочеловека» и «человека присутствия в страхе и трепете».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...