"Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

пятница, 29 ноября 2013 г.

Михаэль Дорфман: Почему Ханука?

Почему я люблю и праздную Хануку?
В чем было чудо Хануки? В военной победе над эллинами? В освобождении от чужеземного ига? В чуде светильника?
А была ли война?
А была ли победа?
А было ли чудо?
А наши победили?

Я не милитарист, и не буду праздновать военную победу над эллинами, случившуюся 2,175 лет назад. Ведь миф не соответствует реальной истории. Маккавейские войны на самом деле были гражданской войной – одной из многих иудейских войн, которые воевали между собой сами евреи.
Уважаемый laplandian не согласен со мной и считает, что война была национально-освободительной. Пускай так. Маккавейские войны были гражданской войной евреев бородатых против евреев бритых, местечковых ретро-евреев против космополитических метро-евреев, таких как я. Обе стороны не щадили друг друга.

Война не закончилась с освобождением оскверненного храм в Иерусалиме с и победой над войсками греко-сирийского царя. Это событие многие считают первой в истории успешной революционной войны за национальное освобождение. Как всегда, чудесная сказка заканчивается, и начинается жизнь. Сказка заканчивается рассказом о чуде победы веры и восстановлением национальной независимости.


Мы не любим много говорить о том, что произошло после того, как освободили Иерусалим. Освящение храма не положило конца войнам. Бои продолжались больше двадцати лет, унося жизни одного брата Маккавея за другим. Последний оставшийся в живых брат, Симон, был, наконец провозглашен царем независимого еврейского государства в 141 г. до н.э. Началось столетие правления династии Хасмонеев, Симона и его потомков. Век, полный убийств, заговоров, дворцовых интриг, которые не посрамили бы Маккиавелли и Борджия. Не прекращались иностранные нашествия. Да и гражданская война вспыхивала постоянно.

Сам Симон вместе с двумя его сыновьями был убит в 135 г. до н.э. собственным зятем. Среди его потомков и наследников, однин убил свою собственную мать и своих четверых братьев, другой унаследовал своему брату, а затем вырезал всю его семью. Двое упились до смерти. Один собрал на пир 800 ведущих раввинов, а затем распял их и вырезал их жен и детей.

Три хасмонейских царя вели долгие и кровавые завоевательные войны, сопровождавшиеся насильственным обрезанием всего мужского населения завоеванных земель. После долгой и кровопролитной гражданской войны, два брата, претендовавшие на трон в Иерусалиме позвали римского полководца Помпея, чтоб урегулировать свой спор. Помпей согласился и захватил страну в 63 г. до н.э., положив конце еврейского суверенитета всего через 102 лет после Иуды Маккавея. 

Миф о победе иудаизма бородатых ретро – далеко не вся правда. Сразу после взятия Иерусалима и воцарения Маккавеев на троне Царя Давида, они тоже стали брить бороды, взяли эллинские греческие имена. 

Публика считала Маккавеев узурпаторами и восставала против них до тех пор, пока не вмешались римляне и не взяли контроль за ситуацией. Бородатые не сдавались и поднимали восстание за восстанием. Кончилось это разрушением Иерусалима и потерей государственности. Последнее в ряду восстание лже-мессии Бар-Кохбы, сопровождавшееся страшными зверствами с обеих сторон. Оно закончилось для еврейского народа катастрофой, сравнимой с Холокостом. Эту катастрофу оплакивают и поныне, больше 2.000 лет. Так чего праздновать мифы, которые меня не устраивают?

Они не устраивают не только меня, но и раввинов, не пожелавших сохранить оригиналы Книг Маккавеев и не включивших их в иудейский канон. Раввины также постановили, что праздник вовсе не о победе.

Праздник Ханнука еще называется праздником света. В молодости я любил праздник за то, что взрослые давали деньги – традиционные ханукэ-гелт. В то время еще не принято было настаивать на своих гражданских правах и требовать у родителей денег. Папа вырезал из дерева четырехгранный волчок, написал на нем еврейские буквы Нун, Гимел, Куф и Шин. Шин был похож на русское Ш и я его запомнил раньше всех. Волчок этот назывался дрейдл и мы крутили его по очереди. Если выпадал Шин, значит выиграл. Буквы значили Нес (Чудо) Гадоль (Большое) Кара (Случилось) Шам (Там).

Уже в Израиле я узнал, что там положено крутить дрейл с надписью ЧУДО БОЛЬШОЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗДЕСЬ.

Чудо, о котором нам рассказывал папа, заключалось в том, что когда победоносные войска Маккавеев заняли Иерусалим, то в Храме не оказалось масла для богослужений, а лишь одна малая кадушка. И этой кадушки хватило на восемь дней, пока приготовили новое масло и зажгли светильник. Потому - праздник света. В праздник мы выставляем на окно светильник, в котором каждый день прибавляем по свечке. Чудо это не упоминалось ни в каких источниках, ни в написанной по следам событий первой Книге Маккавеев, (где-то после 120 г. до н.э). Нет ничего о чуде масляной кадушки и во Второй Книге Маккавеев.

Иерусалимский Талмуд сообщает, что Иерусалим был освещен во время празднований золотым светильником (Тр. Мишна Сукка 5:3). Нет ничего о чуде и в своде ритуальных правил к праздникам Мегилат Таанит, написанной в первом веке н.э.). Первое упоминание о «чуде кадушки» лишь через 600 лет после событий да не в Земле Израиля, а в Вавилоне. 
Трактат Шабат (21b) Вавилонского Талмуда сообщает о чуде кадушки, да и то не прямо, а как бы между прочим. Спор между учеными рабби идет не о том, почему празднуют Хануку, а о том, по какому праву верующие произносят псалмы Халель, которые положено произносить лишь во время праздников, упоминаемых в Библии. И только там всплывает божье чудо, которое приравнивается к библейским чудесам. История о неиссякаемой кадушке была, вероятно, откуда-то позаимствована или же придумана по случаю. В иудаизме существует целый литературный жанр – мидраш. Когда не хватало аргументов в Библии, то раввины просто дописывали недостающий фрагмент, подтверждавший их взгляды. В Иерусалимском Талмуде о Хануке рассказывается куда проще. Мидраш Пскита Рабати (составленный где-то около 847 г. н.э.) отвечает на тот же вопрос проще «Почему читают псалмы Халель? А потому, что (там) сказано: Господь Бог дал нам свет» (Псалм 118:27).

Раввины до сих пор не могут простить Маккавеям их пренебрежение религией. Однако отменить популярный праздник, введенный Маккавеями, они тоже не смогли. Зато смогли измели идеологический контекст. Мол, не празднуем мы суетную военную победу, которую совершили, кстати, не Маккавеи, а евреи, которых вел сам Господь. Мы не милитаристы и празднуем Господне чудо масляной кадушки.

И все же я бросаю дрейдл и повторяю, нарушая раввинские постановления, что «великое чудо случилось здесь» если я в Стране Израиля или за его пределами. Потому, что действительно случилось великое чудо. Чудо Хануки в том, что тогда новое боролось со старым и никто не победил. Вместо этого создался удивительный симбиоз нового со старым, обновления с традицией, позволяющий использовать традицию для нашей жизни и по нашему усмотрению. Несмотря на все невзгоды, черед две тысячи лет, мы есть, мы живой народ и мы помним о Хануке, обеспечившей удивительное разнообразие, гибкость и современность еврейства. И это - истинное чудо. 

Я и каждый год я желаю всем моим друзьям и читателям светлых праздников.
А гут йонтеф! А бисалэ мазл ун а бисалэ глик и нахэс". 

Однажды меня поправили, почему а бисалэ (немножко удачи, счастья и удовлетворения. Пускай будет много - а сах!

http://lamerkhav.livejournal.com/216429.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...