"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

суббота, 25 января 2014 г.

Владимир Емельянов. "Небеса посылают нам знаки...": основные этапы развития месопотамской астрологии

«Небеса посылают нам знаки» - это цитата из предсказательной таблички, изданной в 1974 г. А. Л. Оппенхеймом, где сказано, что небеса и земля подают нам знаки – по отдельности, но нераздельно, потому что небо и земля связаны: знак, который плох на земле, плох и на небе, и наоборот. Эта цитата вводит нас непосредственно в тему астрологии.

Астрология является следствием веры людей в могущество небесных тел. Такая вера появляется у народов древней Месопотамии и отчасти у народов Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н. э. Возникают первые земледельческие города-государства, и их жители замечают, что сроки посевных работ совпадают со сроками восхождения и захождения созвездий. Замечают они также и то, что имеется связь между началом разлива рек и восхождением какого-либо созвездия. Именно этот факт является основой для древней астролатрии. Древний земледелец, живущий на одном и том же месте, начинает соотносить собственные действия и движением небесных тел и убеждается в том, что имеется определенная согласованность между происходящим на земле, а именно - между сроками пахоты, сева, уборки хлеба, и тем, что происходит на небе.

В Месопотамии астролатрия зарегистрирована ранее, чем где-либо, поскольку клинописные тексты датируются еще первой половиной третьего тысячелетия до н. э. Первые факты астролатрии фиксируются в текстах, описывающих культ богини Нисабы - богини ячменя, а впоследствии и богини учета ячменных рационов. То есть, Нисаба подсчитывает урожай на земле, а также подсчитывает звезды на небе. Один из текстов конца третьего тысячелетия до н. э., гимн богу Луны Нанне, гласит, что звезды являются скотом, который пасет лунный пастух. Так вот, богиня Нисаба считает этот скот и не дает пропасть ни одной овце из небесного стада. Это первый очень важный момент, связанный с культом богини Нисабы и с древнейшей астролатрией.

Второе свидетельство дают нам цилиндры А и Б Гудеа, правителя города Лагаша, жившего в двадцать втором веке до н. э. Там сказано, что богиня Нисаба держит на коленях глиняную табличку, на которой изображены сверкающие небесные звезды, и высчитывает по этой табличке время, когда должен появиться храм в честь бога Нингирсу. Нужное время обязательно будет отмечено выхождением благоприятной звезды, и об этом сообщается самому пастырю Гудеа в священном сне: бог Нингирсу говорит ему о сверкающей звезде, означающей начало построения храма.

Все шумерские тексты, в которых речь идет об астролатрии, связаны с культом двух божеств – Нисабы и бога Луны Нанны, который был и богом счета времени, счета дней, поскольку древнейший календарь Месопотамии - лунно-солнечный.
Еще одно свидетельство об астролатрии дошло до нас из шумерского гимна «Энки и устройство мира». В нем говорится о том, что храм водной бездны для бога Энки начали строить в момент восхождения звезды, знаменующей собою новый год (для того времени это звезда Площадь, или Поле (слово Ику можно переводить двояко)). Храм был построен уже к середине лета, ко времени восхождения другой звезды. То есть, координаты начала и окончания строительства храма были рассчитаны исходя из положения небесных звезд. Это третье текстуальное шумерское свидетельство о существовании астролатрии.

Надо сказать, что названия большинства созвездий, дошедших из клинописных текстов, также впервые были сформированы именно в шумерском языке. Несомненно, что все эти созвездия уже существовали в сознании шумеров в конце третьего тысячелетия. Об этом говорит хотя бы упоминание созвездия Тельца, встречающееся в заговорах III династии Ура. Когда были обожествлены шумерские цари, в частности, царь Шульги, в честь него была названа новая небесная звезда. Это говорит о том, что остальные звезды были вычленены ранее и носили шумерские имена.

Удивителен тот факт, что среди шумерских источников мы до сих пор не можем найти астрономических текстов. Есть шумерские названия созвездий, есть упоминания о восхождении звезд в шумерских гимнах, но нет ни одного астрономического или астрологического текста. Можем ли мы на основании этого факта делать вывод о том, что астрологии в Шумере не было? Не можем, так как знаем, какой промежуток времени проходил от создания текстов до их записи. Зачастую в Месопотамии этот период равнялся 500 – 600 годам! Поэтому наверняка астрологические представления в Шумере формируются еще в конце третьего тысячелетия до н. э., но записываются они только в эпоху семитского преобладания в Месопотамии, отчасти в старо-вавилонский период, а еще больше источников дошло до нас от средневавилонского (или касситского) периода.

Астрология формируется на базе астролатрии. База эта очень простая: каждое шумерское и вавилонское божество имеет два жилища: земное (ниша в храме, где стоит статуя божества) и небесное (либо звезда, либо планета). Шумерское божество пребывает между земным и небесным жилищем, циркулируя то вверх, то вниз. Следовательно, именно астролатрия закладывает основы для астрологии.

Проходит довольно большой промежуток времени, когда жителям Древней Месопотамии было не до астрономических выкладок, так как это был период экономического и политического кризиса. Можно сказать, что в период с двадцатого по семнадцатый век астрономические тексты не создаются. Мы можем предположить, что меньше всего вавилонский царь Хаммурапи в эпоху своих реформ и своей законодательной деятельности соотносил свою деятельность со звездами. Разумеется, он большое значение уделял верховным богам Шумера – Ану и Энлилю, о которых упоминается в прологе законов Хаммурапи, но все-таки его политическая ориентация была более земной и нацеленной на возвышение культа вавилонского бога Мардука. Культ Мардука был сугубо земным культом и не соотносился с каким-то определенным небесным телом, как это произошло впоследствии.

От середины семнадцатого века доходит чрезвычайно значимый не только для истории науки, но и для современной хронологии астрономический памятник вавилонской мысли. Это таблицы наблюдений за гелиакическим восхождением и захождением Венеры, которые делались на протяжении 21 года в эпоху правления царя Аммицадуки (это четвертый царь Вавилона после Хаммурапи). 8-й год правления Аммицадуки совпал с 8-м годом наблюдений за Венерой. Исходя из 64-летнего цикла Венеры, строятся три варианта древней хронологии: долгая (+ 64), короткая (- 64) и средняя. За точку отсчета принимается 8-й год Аммицадуки, по средней хронологии это 1639 г. до н.э.

Первые свидетельства существования астрологии доходят до нас от 16 – 15 веков до н. э., и с этого времени уже можно говорить о развитии астрологии как сложившегося искусства, которое претендовало быть и наукой, и политической аналитикой, и основой мировоззрения древних вавилонян.

Если говорить о периодизации в развитии астрологии, то можно принять корректно сформулированную схему Ван дер Вардена, которая была предложена им во втором томе книги «Пробуждающаяся наука”, который назывался “Рождение астрономии». Голландский математик подразделяет развитие астрологии на три этапа. Первый этап – предсказательная астрология, это тексты старовавилонского, средневавилонского и начала новоассирийского периодов; второй этап – зодиакальная астрология, 7-5 века до н. э.; третий этап – гороскопная астрология, 5-3 века до н. э. К этой классификации Ван дер Вардена можно внести коррективы, позже о них будет сказано.

От конца старовавилонского периода доходят таблицы звезд и названия некоторых созвездий, но не сама астрология. Этап формирования астрологии как таковой связан со средневавилонским периодом, с 16 по 11 века до н. э. Значение этого периода формирования новой вавилонской культуры, на мой взгляд, не изучено и до конца не оценено. В Месопотамии в это время происходят грандиозные перемены. Достаточно сказать, что серебро как основная плата за работу повсеместно сменяется золотом. Видимо, это новшество пришло вместе с касситами, захватившими Вавилон. В искусстве Вавилонии появляются совершенно новые мотивы. Например, касситский крест. До сих пор не известно, что он обозначал.

Именно в касситское время появляются первые представления о том, что такое предсказания по небесным явлениям и о том, что такое зодиак. В первых астрономических трактатах средневавилонского периода с элементами астрологии нет различения предсказаний по небесным телам и предсказаний по атмосферным явлениям. Люди этого времени еще не понимают, что есть совершенно особая область, которая впоследствии будет называться астрологией. Они занимаются предсказаниями как таковыми, которые дают внешние знаки. Эти предсказания подразделяются по трем богам: предсказания по Сину, то есть по движению Луны; предсказания по Иштар, то есть по движению Венеры; предсказания по Ададу – ветру и атмосферным явлениям. То есть, в один и тот же корпус текстов попадают предсказания по погодным явлениям и по небесным телам. Здесь еще нет этой разницы, она не улавливается. Точно также она не улавливается и в серии «Шумма Алу», которая также датируется касситским периодом. В период с 15 по 11 вв. до н. э. люди еще не осознают разницы между погодными явлениями и небесными телами, и астрология не выделяется как специальная дисциплина. Не существует в это время даже термина для наименования жрецов, которые занимаются астрологией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...