"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

среда, 5 февраля 2014 г.

Стефан Гранди: Новый взгляд на Локи как на германского бога Пути Левой Руки

Преамбула

Данная небольшая статья, несомненно содержащая больше вопросов, чем ответов, отражает три проблемы (или вернее - дискуссии), которые существуют в современном язычестве.
Первая касается реконструкторской аутентичности, в частности вопросу вокруг правомерности справления блота, ритуалов и культа бога Локи. Ведь известно, что такой культ в древности отсутствовал, его следов не обнаружено. На наш взгляд, мы живем в эпоху Конца Времен, в которую боги разрушения и сметри выходят на первый план, что легитимизирует возможность таких культов и обрядов. Вопрос здесь лежит скорее в формах, чтобы они отталкивались от реального древнего наследия насколько это возможно, не допуская поверхностного синкретизма и фантазерства.
Вторая касается известной мягкой дихотомии между Путем Правой Руки и Путем Левой Руки. Вопрос так же пролегает через первый пункт, но корнями уходит в философию и мировоззрения адептов первого и второго (Правого и Левого). Не вдаваясь в подробные рассуждения о природе этих Путей, сделаем лишь замечание что крайности в любом случае являются только препятствиями, которые никуда не ведут.

Третья дискуссия раскрывается в конце статьи и, в некоторой форме, являеся одной из причин написания данной статьи автором Стефаном Гранди. Суть проблемы в том, что некоторые западные (и наши отечественные) язычники, славя родных богов и формально, внешне, соблюдая традицию, внутри сохраняют христианские моральные (в худшем случае - гуманистические, светские) установки. Т.е. под шкурой язычестве кроется овца христианства, что выражается в ярой оппозиции "светлых" и "темных" богов, придания "темным" богам сатанинских черт и т.п., что, конечно же, в высшей мере нелепо.
Сам текст является ответом на статьи против Локи, и отражают видение автора о сущности Пути Левой Руки в германском язычестве. На данный момент более подробные тексты на эти темы pro et contra доступны на английском языке и ждут своих энтузиастов переводчиков.
А пока мы представляем на суд читателя эту небольшую статью.


Askr Svarte


Новый взгляд на Локи как на германского бога Пути Левой Руки

Локи – он Бог или гигант? Ученые утверждают, что в Эдде нет однозначного утверждения на этот счет. На мой взгляд, его статус не менее амбивалентный, как и у многих других главных германских божеств. Мы знаем, что его отцом был йотун Farbauti (Old Norse: «Опасно бьющий»). Этимология имени Фарбаути ассоциируется с грозой или штормом (См. «Словарь Северной Мифологии» Рудольфа Шимека). Его матерью была Laufey (ON: «Лиственный остров» - довольно спорная интерпретация). Её альтернативным или дополнительным именем было Nal (ON: «Игла»), потому что она была так стройна и ловка. Шимек предполагает, что Лофи, возможно, была древесной богиней. Как правило, она считается богиней и перечисляется как таковая в Эддах, так что у нас нет причин сомневаться в этом.

В Эдде есть множество историй о сексуальных связях между богами, или богинями, с гигантами, и гигантов следует рассматривать как более раннюю расу богов, которых сместили Асы и Ваны. Водан сам имеет происхождение от гигантов, в частности его мать Бестла из рода инеистых великанов. Таким образом, мы можем заключить, что в венах Локи течет равно столько же крови Асов, сколько и у Водана, верховного бога. Однако, отношение Локи с богами двойственно. Еще в самом начале мифологии он изображен как положительный член Асов, часто приходящий к ним на помощь в периоды кризиса. Только с началом Рагнарёка, и событий, которые ему предшествуют, нам открывается другая сторона Локи. Соучастие в умерщвлении Бальдра, противодействие его скорому возвращению из Хельхейма, его клевета на Богов в «Перебранке Локи» (Lokasenna) и его спешка на Рагнрарёк раскрывает его как врага богов. Вот так, обычно, люди поверхностно видят его роль. Но, как и в жизни, он намного сложнее, и – по моему мнению – он должен рассматриваться как Тень Водана.

Локи и Водан братья по крови и часто путешествовали вместе в Мидгард. Существует некоторое подозрение, что на самом деле он – бог Лодур, который, вместе с Воданом и Хёниром, дал жизнь человеку. Водан и Локи наполовину гиганты по происхождению, но Локи как Тень Водана больше наследует со стороны матери, а не отца. Обычно это были боги, которые вступали в связь (спали) с великаншами. Я намекаю, что Лофи, возможно, была изнасилована Фарбаути и, следовательно, очевиден стыд и отсутствие идентификации с отцом. Это может объяснить, почему некоторые склонны видеть его более гигантом, чем богом. Любопытно, что он назван в честь его матери, а не отца, в Эдде он упоминается как Loki Laufeyjarson – Локи, сын Лофи. Возможно, он хотел похоронить свое происхождение от гиганта, может быть из-за стыда, по причине изложенной выше?

Ученые отмечают, что нет никаких доказательств наличия культа Локи в дохристианском прошлом. Однако это выдает их непонимание его роли. Если Локи Тень Водана, то маловероятно, что мы можем рассчитывать увидеть любые такие доказательства; для простых людей было весьма маловероятно поклонятся такому очевидно негативному божеству. Кроме того, как Тень Водана он фактически и есть Водан, только как его более темный и деструктивный аспект. Однако, Локи – как сторона личности Водана – представляет Всеотца как голый интеллект, хитрость и порой кажущуюся двойственность. Локи является катализатором, действующей силой перемен и преобразований. В то время как он отвечает за приближение Рагнарёка, он не несет ответственности за потерю Золотого Века. В своих кажущихся «злыми» делах он на самом деле, приближает Эру Волка, в которой мы находимся (возможно, речь идет о Железном Веке – прим A.S.). Через его действия, после Рагнарёка наступит новый Золотой Век.

Он смело решает сложные проблемы, но его мотивы не всегда ясны. Локи представляет собой основного германского бога Пути Левой Руки. Он одинок. Он независим. Он не заботится о поклонении, лести или утверждении. Нет единого мнения по этимологии имени Локи, и это меня не удивляет, ибо вообще нет единого мнения о Локи, который является предельно загадочным богом. Моя интерпретация его имени заключается в предположении, что оно содержит «свет». Я вспоминаю Люцифера (арийское, не семитское имя), который обладает подобной личностью и именем. Вполне вероятно, что Локи происходит от прото-индоевропейского слова *Leuk.

Джордж Уильям Кокс во втором томе своей «Мифологии Арийских Народов» утверждает:

«Имя Локи, как и в латинское Vulcanus, обозначает свет или пламя огня, и в таких выражениях, как «Locke dricker vand» - «Локи пьет воду», описаны явления солнечного питья, когда лучи спускаются через просветы в облачных валах, касаясь земли или воды. Слово, таким образом, несет нас к старому глаголу liuhan, латинскому lucere – «светить», и Logi, как ранней форме современного немецкого Lohe, «свечение»; но как передает греческая традиция, имя Oidipous (Эдип, намек на связь мифа об Эдипе с родословной Локи – прим. A.S.) состоит из двух слов οἶδα и οἰδέω, «знать» и «набухать», поэтому предполагается связь с глаголом lukan, «закрыть» или «замок», который заместил имя Локи вместо Logi, и, соответственно, изменил его характер».

Из Эдд мы знаем Утгард-Локи и Логи (ориг. Logi), огненного гиганта. Вагнер в своем произведении «Золото Рейна» объединяет два персонажа, Локи и Логи, вместе в виде Логе (ориг. Loge, полубог огня – прим. A.S.) и, казалось бы, какие для этого есть веские основания? Интересно отметить, что древнескандинавским эквивалентом субботы является Laugardagr, шведская logerdag и датская loverdag. Очевидно, что первоначально, до тлетворного влияния христианства, Локи занимал гораздо более уважаемую роль в германском пантеоне, но, как и многие из богов он был демонизирован, и эта демонизация продолжается и среди многих современных «Асатру». Мы должны воспринимать его как германского Прометея, который принес свет разума человеку, а не как вдохновленную христианами идею «дьявола".

http://aryan-myth-and-metahistory.blogspot.co.uk/2013/08/a-new-perspective-on-loki-as-left-hand.html

Перевод Askr Svarte

03.02.2014 e.v.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...