"Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

вторник, 6 мая 2014 г.

Адинатх Махакалбхайрав Джайадхар: Кали

Имя «Кали» может быть переведено как «черная». Вид её ужасен. Она обнажена и подобна горе из сурьмы. У нее три глаза. В медитации её следует представлять с растрепанными волосами, с гирляндой свежеотрубленных человеческих голов. У Неё четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окроплённый кровью отсечённой головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Цвет лица её синеватый и лицо сияет как тёмное облако. Она полностью обнажена, и тело её сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг Её шеи. В ушах у неё серьги из трупов. Клыки её чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди её пышны и круглы, Она носит пояс из отсечённых человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск её лицу. Она издает пронзительные вопли и живёт на местах кремации трупов, где её окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, покоящегося в позиции трупа. Она желает сексуального союза с Махакалабхайравой. Выражение её лица довольное. Она обладает чашей, сделанной из человеческого черепа, и наполненной алкогольным напитком. Она пьяна, пожирает мясо и улыбается.

Кали является изначальной, величайшей богиней свободы, мудрости, борьбы и смерти, как для радикальных мистиков и революционеров, так и для царей, воров, разбойников и аферистов. Самый ранний образец изображения индийской Богини-Матери восходит к верхнему палеолиту. А самые ранние упоминания о ней как о богине с именем Кали — относятся к средневековому периоду (около 600 г.н.э.). Тексты этого периода повествуют об успехе Кали в войне и победе над врагами. Ее просят подавить, сломить, убить, сжечь врага. Весь облик богини говорит об её запредельной, первобытной природе и о её радикальном нонкомформистском характере. Невзирая на то что Кали замужем за Шивой, она отказывается носить свои волосы расчесанными на прямой пробор, как подобает в благопристойном кастовом индиустском обществе замужней женщине. Распущенные волосы – это символ отказа сковывать себя внешними конвенциями, внешней моралью и ортодоксальной благопристойностью. Это неукротимость проявления высшей мудрости, любовной страсти и ярости битвы.
В бенгальских поэмах Кали воспевается как богиня, наделяющая воров магическими способностями, помогающая им в преступных делах. Кали поддерживает воров и разбойников разных мастей. Она является матерью как вооруженных до зубов дакоитов, старающихся по возможности не убивать своих жертв, так и убийц-тагов. Богиню Кали почитали канджары, практикующие похищения людей, воровство и контролирующие проституцию. Ее чтили бродяги из кочевой касты панджаро, специализировавшейся на кражах скота. С развитием железных дорог появилась каста бхампта, избравшая своей профессией железнодорожные кражи и чтившая богиню как мать-прародительницу. К числу наиболее опасных «преступных каст» Северной Индии, почитавших Кали, относилась также каста барвар, бойцы которой славились своими боевыми искусствами. Первоначально Кали связана с периферией индийского общества. Как с периферией религиозной, в лице тайных мистических учений, к которым принадлежали величайшие святые и мыслители — так и периферией социальной и географической, поскольку этой богине также поклонялись преступники и свободные племена, жившие в диких местах. Впоследствии, Кали стали почитать цари с их воинскими дружинами.
Фактически, согласно представлениям бхайравайтов, Кали была той богиней, которая породила древний благородный закон, который впоследствии разделился на людской и воровской. Покровительствуя мистикам-анархам, отрицающим религиозную ортодоксию и кастовые границы, покровительствуя преступникам, она наставляла их в следовании особому духовному пути, присущему радикалам и людям преступного мира. Она учила тому, что правильная практика духовного пути не должна противоречить ни божественному, ни людскому, ни воровскому.
Священный текст Бхагавата-пурана рассказывает о том, что Кали покровительствовала одной кодле до тех пор, пока ее пахану не пришло в голову принести в жертву богине одного святого мистика. В гневе Кали является и убивает пахана и всю банду. Затем она вместе со свитой демонов обезглавливает трупы, пьет их кровь, ест мясо и, играя, разбрасывает повсюду их головы и кости.
Образ Кали непосредственно связан с ее духовной тропой. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, символизирующий высшую мудрость, которая разрушает невежество, сомнения и двойственность. В нижней левой руке — голова демона, символизирующая победу над эгоизмом, которая дарует способность жить ради общего блага. Верхней правой рукой она делает жест свободы от страха. Нижней правой рукой богиня делает жест дарования своим детям того, что для них желанно. Четыре руки символизируют 4-е стороны света и обретение удачи, в какую сторону бродяга бы ни пошел.
Три глаза богини символизируют субъект, объект и восприятие субъектом объекта. Они управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и огненной молнии.
На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы. Владение этим поясом символизирует то, что Кали — владычица кармы, от кармы свободная. Таковыми владыками могут стать ее дети, достигающие успеха в самосовершенствовании.
Её черный или тёмно-синий цвет — цвет бесконечного космического пространства, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирвана-Тантре» сказано: «Чёрный цвет заключает в себе белый, жёлтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Чёрный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.
Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита. Каждая из этих букв символизирует один из видов элементов, составляющих вселенную. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело». Это эго Кали уничтожает, показывая то, что человек в своей глубинной сути является божественным. Черепа гирлянды символизируют также цепочку перерождений из жизни в жизнь, из тела в тело. Для обычного человека выход за пределы цепочки перерождений практически невозможен. Он возможен для тех, кто является родичем богини.
Взъерошенные волосы богини Кали образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела, по относительности к духу, к Божественности.
Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которой является красный цвет.
Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу ради расцвета нашей божественной природы. Это значит — не прогнуться перед своими собственными пороками и несовершенствами, перед государством, мусорами и барыгами. Тем самым пройти духовные испытания и стать более совершенными и святыми, достойными блаженства и силы. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.
Кали — многоликая богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени.
На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха (ветра) и огня. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть молния восприятия правды, отрицающая все иллюзии. В то же время Кали является богиней, непревзойденной в деле заморачивания жертв всевозможными иллюзиями. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.
Фактически богиня Кали, по сути, являет собой Имманентность, в то время как ее духовный супруг Бхайрава, по сути, являет собой Трансцендентность. И то и другое вместе определяются как совершенная Божественность — Великая Бездна, Махагахвара.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...