"Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

среда, 27 августа 2014 г.

Нада

Меня всегда привлекала своей гармоничностью и непротиворечивостью теория мироздания как Звука (Вач) шиваитов. Это, по сути, индуистское воззрение на бытие мирового Логоса. В частности, вот как понимается нада, она же висарга (надписная) в биджа-слоге тантрической садханы.

"С уровня Шакти возникает нада (резонанс, звук, голос, громкий звук). В тантрическом аспекте - это тонкая форма звука, скорее отзвук. В дуалистическом шиваизме нада - это просто разновидность бинду, но бинду здесь отличается от не-дуалистического подхода, с которой начинается изначальный вибрирующий звук. Такое сгущение вряд ли воспринимаемо, поскольку если нада и является формой звука, она остается невоспринимаемой, по крайней мере, когда рассматривается на космологическом уровне. При занятиях йогой и пробуждении кундалини может быть услышано 10 видов нада. В упанишадах сказано, что это происходит, когда восходящая прана (haMsa) смешивается с нада и дыхание йогина останавливается.

Это первый резонанс высшего Слова (паравак), вибрации (спанда), которая дает жизнь первичному принципу. Говорится, что это спхота, звуковая форма, пронизывающая универсум. Когда из скрытой формы Шивы спхота, которая формирует звук, распространяется, стремительно наполняя мир звуком, она называется надой.


Кшемараджа разъясняет, что когда энергия (на уровне унманы и более низких уровнях звука) стремится проявить универсум, который имеет форму того, что выражает, и того, что должно быть выражено (универсум состоит из собрания значимых звуков и слов (vAcaka), а также из того, что они выражают (vAcya), а именно, объекты, которые они приводят к существованию, она сохраняет внутри себя вибрацию (спанда), которая формирует “выражаемое” и вначале проявляет “выражение” вибрации в форме детализированной нады. Нада, будучи тем, что выражает, является поэтому тем, что проявляет или раскрывает (спхота) универсум. Это полнота акустической энергии, производящая универсум, или Sabdabrahman (для философов-грамматистов это высшая реальность, тогда как для недвойственного кашмирского шиваизма это сконцентрированная форма звука, нечто близкое к разделенному воплощению) то есть Брахман, высшая реальность, имеющая форму и природу звука (dhvanirUpa, SabdanasvabhAva).

Если же наду рассматривать с другой точки зрения, как возвращение энергии к своему источнику, тогда это есть резонанс, который следует за бинду, которая конденсирует в себе силу мантры и которая посредством нады, растворяется в энергии Шивы.

Описывая возвращение расчлененного сознания к чистому сознанию, Абхинавагупта и Джаяратха одинаково определяют нада как то, что остается от синтетического самосознания воспринимающего, когда все различающие мысли растворяются.

Здесь мы находимся в состоянии связывания энергии (которая есть Слово), соединенной с Шивой, а также в состоянии акустической энергии, то есть когда процесс разворачивается в момент, когда проявляется Слово или звук, и расчлененная мысль, а посему и космическая манифестация, наконец, растворяется в энергии. Мы говорим “наконец”, поскольку разделяющая мысль и разделенная манифестация не существуют, строго говоря, пока майя действует на более низком уровне, чем нада. Однако главные отличительные черты разделения могут проявиться в нада, а также во время обратного процесса они наконец растворяются.

Джаяратха описывает уровень нады как сознание, превосходящее универсум и самосознание. Нада – это “нетронутое” (anAhata).
Ананташактипада в своем комментарии к VAtUlanAthasUtra, производит разделение нада на четыре части:
1) AnAhatahatottIrNa – то, что за пределами “тронутого” и “нетронутого” звука, что описывается им как легкая вибрация, первое волнение великой вибрации (iXaccaiatAimakamahAspandaprathamakofi). Джаяратха
относит этот термин к Абсолютному (anuttara), к фонеме А.
2) AnAhatahata – “тронутый и нетронутый звук”. Это не слишком отличается от предыдущего – основа для 16 гласных.
3) AnAhata – нетронутый звук. Возникает на уровне нады. Как уже было сказано выше Абхинавагупта описывает это как элемент, общий для всех фонем, а Джаяратха, как результирующую причину возникновения фонем.
4) Hata – “тронутый звук”, возникающий из материальных приспособлений. Обычный слышимый звук.

“Единственная фонема, созданная из резонанса (нада) не отдельна ото всех остальных фонем и называется “нетронутая”, поскольку никогда не может исчезнуть.” Таким образом, это непрерывная звуковая вибрация и именно поэтому называется “нетронутым”, поскольку является единственным звуком, неподверженным “ударам” материальных приспособлений и являющимся постоянным.

В свой экспозиции фонематической эманации Джаяратха использует термин нада для определения visarga, которая, как он говорит, nAdamAtra и avyaktahakalA, которая может быть понята как динамизм или, проще сказать, как часть фонемы ха, является непроявленной. Это висарга, которая будучи концевым придыханием в слове (или, скорее, эмиссией дыхания в конце слова), рассматривается как закрытая х, и в то же время как испускающая фонема, испускание силы Шивой, то есть непроявленный испускающий динамизм. Теперь, висарга возникает, когда энергия соединяется с Шивой и проецирует эманацию внутри него или себя. Это также момент соединения или перехода.

Нада, с позиции иерархии таттв, является уровнем Садашивы: уровень, где фонематическая эманация проецируется на энергию и где начинают возникать согласные звуки. Однако, даже если взглянуть с позиции, где нада все еще находится на уровне энергии, соединенной с Шивой, она сохраняет ту же природу, как в момент, когда манифестация покоится внутри энергии Шивы, где Шива достигает осознанности себя как Я (ahantA) и становится осознающим объективный мир, который будет воплощен (idantA) как пребывающий в субстрате, который он приготавливает для этого. Эта блаженная нада является чистым светом высшего сознания, когда оно становится осознающим себя (хранилище объективности), а также эту объективность, которая покоится в себе, как несотворенная, имеющая тождественную природу и как пребывающая в самой себе.

Такова нада. И это Садашива, а именно, вместилище для выражения этой тождественности природы и субстрата (или связи с тем же объектом и нахождение в том же субъекте: sAmAnyAdhikaraNya).): момент соединения энергии, связанной с трансцендентным и манифестации, которая сокрыта в ней и которая экстернализуется. Поэтому тот же термин появляется как использующийся для состояний, в некотором отношении сходных со Словом, хотя и для разных уровней.

В ходе постепенного уплотнения изначальной звуковой вибрации, которая низводит нас к нада, происходит разделение на некоторые стадии. Начиная с Шакти, звуковая энергия в начале становится nAdAnta, затем nAda, затем nirodhinI, и далее следует bindu, предваряя ardhacandra.

Наданта, как следует из названия – это окончание нады, тот момент, где резонанс полностью сливается с энергией. Кшемараджа сравнивает это с эхом или последней вибрацией (anuraNana) звучащего колокола, когда звук пропадает. Это момент, когда Шива, постоянно познающий, прочная масса сознания и блаженства, осознает всеохватывающим и нераздельным способом (AmarSa) высшую нада (paranAda), звук которой можно сравнить с невнятным бормотанием ручья. Он в то же время интенсивно осознает (parAmarSa) универсум как находящийся внутри самого себя и пронизываемый звуком вибрации наданты. Последняя затем начинает сиять для того, чтобы произвести вселенную, наполненную энергией высшего Слова, из которого она и происходит.

Затем нада, тогда как звук двигается к проявлению, становится nirodhinI или nirodhikA. Звуковая энергия таким образом называется так, поскольку это уровень, за пределы которого боги, такие как Брахма и пр., не идут. Они не могут двигаться выше, поскольку не имеют способности схватывать чистую нераздельность высшего Шивы. Когда же эта блаженная, всепронизывающая, непревзойденная, нетронутая нада следует к проявлению, она достигает состояния покоя, в котором благодаря слиянию со своей собственной всепронизываемостью (vyApti) энергии свободно проникать в это состояние, она производит пронизывание (этой фонической энергией) своего вместилища. Тогда это называется ниродхика или mantrakalA.

Таким образом, для NT, ниродхини это также тот уровень, где проявляется динамизм, свойственный мантрам (mantrakalA). Энергия, которой они обязаны своей потенцией (mantravIrya) это, конечно же, энергия Шивы в союзе с Шакти, однако, похоже, что есть уровень, ниродхини, где их динамизм становится более определенно обозначенным, или же где энергия проявляется особенно в форме динамизма, свойственного мантрам.

Если мы предположим, что нада и бинду, звук и резонанс в конце мантр, это то, что позволяет мантрам слиться с энергией и особенно придает им силу, естественно, что их динамизм (kalA) и их управители (мантрешвары) должны появиться во время этого слияния.

Андрэ Паду

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...