"Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

среда, 17 декабря 2014 г.

Страна Грез (или Страна Снов), Dreamlands Говарда Лавкрафта




Страна Грез (или Страна Снов), Dreamlands — вымышленный мир, описанный в рассказах моего любимого писателя Говарда Филлипса Лавкрафта и его многочисленных последователей, творивших в русле Мифов Ктулху. Страна Грез не является чьим-то субъективным миром, фантазией одного человека. Поэтому здесь существует необъятный простор для выдумок. Карты служат одним из средств систематизировать, объединить разнообразные фантазии, сны и грезы.

Карта в книге «Зов Ктулху: Страна Грез Г.Ф. Лавкрафта» издательства Chaosium

Издательство Chaosium в 2004 году выпустило книгу «Зов Ктулху: Страна Грез Г.Ф. Лавкрафта» с «ролевой игрой за пределами стены снов».

Поскольку в интернете не найти этой карты в высоком разрешении, на ее основе художник под ником Danial79 с сайта deviantart.com нарисовал более крупное изображение:

Карты Страны Грез работы художника Джейсона Томпсона
Творческие идеи

Американский художник Джейсон Томпсон был вдохновлен этой картой и решил нарисовать свою версию.

Для карты–постера Страны Грез Джейсон Томпсон решил постепенно отойти от принятого в игре дизайна. Его первой идеей было желание показать ВСЁ, включая южный край мира, который никогда не изображался на игровой карте Страны Грез, поскольку действие лавкрафтовской повести «Сновидческий поиск Неведомого Кадата» происходит в ее северной половине. Кадат, видимо, расположен на северном полюсе, хотя имеются легендарные аномалии пропорций в нехоженых регионах севера — это означает, что исключительно огромные расстояния сжимаются в областях вокруг полюса, как это происходит в том эпизоде повести, когда ночные призраки несутся по направлению к Кадату со скоростью «планеты, двигающейся по орбите», и им требуется совсем немного времени, чтобы достичь его. Эта идея также вдохновлена сценой из книги лорда Дансени «Дочь Короля эльфов» (1924 год), где Король Эльфланда волшебным образом перетаскивает свою страну из реального мира прочь от ищущего ее рыцаря, так что тому требуется преодолеть миллионы миль.

У Томпсона было намерение нарисовать весь мир как плавающий в космосе круг, окруженный другими сферами/планетами и небесными садами, которые омываются Аринурианскими потоками. Океаны в этом мире в некоторых местах изливаются в космос, как фонтаны или водопады. В первом черновике карты он попытался нарисовать все горы и города радиально расходящимися из центра. Томпсон полагал, что Кадат был бы северным полюсом, а на южном полюсе должен быть город восходящего солнца — Гесперия, поскольку он выполняет роль антипода Кадата в «Сновидческом поиске…». И, кроме того, Ньярлатотеп (глашатай Других богов, чаще остальных контактирующий со смертной расой. Он — воплощение ползучего хаоса, не имеющий четкой формы, но обладающий тысячами обличий. Перед людьми он предстает в виде смуглого человека, напоминающего египетского фараона) в разговоре с Рэндольфом Картером подтверждал, что Гесперия находится где-то в Стране Грез. Лавкрафт в своем цикле сонетов «Грибы с Юггота» так описывает Гесперию:

Заря, в морозной дымке пламенея
Над шпилями и скатами строений,
В страну заветных грез и настроений
Зовет меня, и я слежу, бледнея,
За тем, как облака — то каменея,
То истончаясь в череде вращений —
Претерпевают сотни превращений,
Одно другого краше и чуднее.

Гесперия — страна зари вечерней.
Там Время начинает свой отсчет,
Туда от века избранных влечет
Из дольних сфер, что созданы для черни.
Влечет неудержимо, но увы! —
Туда не попадем ни я, ни вы.

Поскольку Гесперия находится на Южном полюсе, Томпсон поместил ее позади Хребтов Безумия, которые, как он полагает, тоже расположены в Стране Грез (в повести Лавкрафта «Хребты Безумия» их земная проекция находится в Антарктиде). Кстати, это название было придумано лордом Дансени в рассказе «Любитель гашиша».
Карта Страны Грез как Мира овальной формы

Хотя Томпсон изначально считал радиальный мир удачной идеей, на практике оказалось, что нарисовать опознаваемые ландшафтные особенности хорошо выглядящими со всех углов зрения слишком сложно. Тогда он решил сделать карту–постер в формате 2 к 3, то есть изобразить мир в форме овала:

Важно подчеркнуть, что Страна Грез ясно предполагается плоской или уплощенной. Можно достичь края мира (и попасть за его предел) возле Базальтовых Колонн на западе, а также на востоке, если следовать канону Гэри Майерса (американский писатель, чье творчество укладывается в литературную ткань «Мифов Ктулху»), где мир окаймлен пустыней и Долиной (или Омутом) Ночи. Он поместил Азатота («…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жует в непостижимых, темных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — ползучий хаос Ньярлатотеп») в правом верхнем углу карты, в виде управителя мира. Хотя лично мне фигура вверху карты напомнила скорее не Азатота, а Неописуемого Жреца в желтой шелковой маске. Поскольку для меня это один из наиболее интригующих персонажей в творчестве Лавкрафта, посвящу ему несколько дополнительных абзацев.

Цитата из «Сновидческого поиска Неведомого Кадата»:

В дальнем углу зала высилась каменная кафедра, к которой вели пять ступеней, и там на золотом троне восседала массивная фигура в желтом шелковом одеянии, испещренном красными узорами, и в желтой шелковой маске на лице. <…> А потом разрисованный шелк чуть соскользнул с серо-белой лапы, и Картер понял, кто такой этот жуткий верховный жрец. И в ту же страшную секунду его объял несказанный страх и подвигнул к тому, что его разум никогда бы не приказал ему совершить, ибо в его потрясенном мозгу стучала лишь одна лихорадочная мысль — как можно скорее спастись от восседающего на золотом троне чудовища.

Жрец восседает на золотом троне в доисторическом монастыре разрушенного города Саркоманд. Стены его коридоров покрыты фресками, повествующими о народе, жившем на плато Ленг (его проекция в земной реальности расположена где-то в Тибете или в Гималаях) еще до появления на Земле первого человека. Народ этот и сейчас населяет плато, но он уже не так велик, как в былые времена, и порабощен скользкими лунными тварями. Стены главного зала покрыты барельефами пугающего содержания, а на полу, посередине, всего в нескольких шагах от золотого трона неописуемого жреца, зияет дыра, ведущая в Подземный мир. Возможно, Жрец — лишь одно из жабоподобных лунных тварей, поклоняющихся ползучему хаосу Ньярлототепу. В то же время, он может быть одним из аватаров самого Ньярлатотепа, глашатая Других Богов. Учитывая, что ползучий хаос может принимать любую внешность, это вполне возможно. Подтверждением тому может служить неописуемый и неконтролируемый ужас Картера, когда тот узрел жреца; к лунным тварям он испытывал не столько страх, сколько крайнюю неприязнь и отвращение.
Двухполушарная карта Страны Грез как овального мира

После некоторых размышлений, художник в конечном итоге решил перерисовать мир в подобии двухполушарной карты — такой тип стал популярен в начале XVIII века:

Этот вариант карты мне меньше нравится, но это сугубо субъективный взгляд. Конечно, это иллюзия настоящей двухполушарной карты, поскольку мир Страны Грез плоский и обрывается на краях. Так что эффект двух кругов применяется просто как графический стиль. Тем не менее, возможно, Страна Грез на самом деле состоит из двух плоских кругов? Это вполне допустимо. В то же время карта Страны Грез выглядит лучше, когда ее края как бы неопределенны, латентны. В моем представлении границы Страны Грез условны, вариабельны; они могут появляться внезапно, откуда ни возьмись (как может резко оборваться сон человека), и могут не появляться сколь угодно долго. Ведь этот мир так же бесконечен, как всеобщее человеческое сознание, и потенциально продолжается во все направления. Поэтому края Страны Грез на карте — это не конец мира, а лишь обозначения какого-то перехода в нечто Иное, неведомое… По задумке Томпсона предположительный масштаб карты, в грубом приближении, равен: в 1 дюйме 5 с половиной дней пути на лошади или корабле. Однако в некоторых местах он нарушается искаженной геометрией и местными пространственными аномалиями. Например, Гэри Майерс в рассказе «Ксиурн» пишет, что «здравомыслящие люди полагали, что даже Восток должен когда-то закончится, если двигаться достаточно долго. Но Тиш в своем путешествии в восточном направлении наблюдал, как 4 земных сезона бесконечно сменяют друг друга в землях, населенных человеком, и в землях, которые его не знают…». Омут Ночи, кстати, как и место проживания Неописуемого Жреца в желтой шелковой маске, тоже переходит в Подземный мир.
Проблема топонимики

При составлении карты Страны Грез художник постарался сопротивляться искушению поместить на ней свои выдуманные топонимы. Он уверяет, что 98% названий принадлежат Лавкрафту, Дансени и писателям из цикла Мифов Ктулху. Например, Томпсон рассматривал проблему, происходит ли действие рассказа «Рок, который пришел в Сарнат», в Стране Грез или в далеком прошлом нашего мира? После долгих раздумий он пришел к выводу — и там, и там. Ибо, возможно, древние места нашего мира переместились в Страну Снов и ныне находятся там. Таким образом, древние страны — Кхем (Египет), Мероэ (центр Кушитского Царства на территории современного Судана), Халдея, Офир и другие — могут являться частями Страны Грез. Это объясняет, почему в рассказе «Кошки Ултара» странники описываются как древние египтяне (причем одного из них зовут Менес — это отсылка к легендарному Фараону, объединившему Верхний и Нижний Египет и создавшему Первую Династию). Хотя Гэри Майерс считал, что эти странники пришли из Голтота (город в его творчестве) — но, может быть, Египет и был основан выходцами из Голтота? Или наоборот? В игре Хаозиума есть свое объяснение: только те места, которым более 500 лет, могут оказаться в Стране Грез, поскольку этот срок требуется для того, чтобы они погрузились «в плесень в коллективной человеческой памяти»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...