"Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

суббота, 23 мая 2015 г.

Новые «догматы» православного активизма

Известный эпатажными высказываниями и акциями активист Дмитрий Цорионов не устает удивлять. На днях он опубликовал статью «Православие и геоцентризм. В защиту святоотеческой космологии». В ней он еще раз озвучил идею, что Земля является центром Вселенной, снабдив это ссылками на высказывания святых отцов.
Походя известный активист обвинил сторонников гелиоцентрической модели в слепой вере в науку, отрицании Предания и прочих больших и малых отступлениях от Православия.

Черно-белый мир

По своей излюбленной тактике, парень по прозвищу Энтео видит мир строго двухполярным – есть белое, и есть черное. Само собой, белое – у нас, черное – у остальных. Как в старом анекдоте про прапорщика: «есть два мнения. Одно – мое, другое – неправильное».

Чем же православному активисту не угодило Солнце, которое, по данным современной науки, все же находится в центре Солнечной системы? Если Солнце центр, то Земля – это всего лишь маленькая пылинка в бесконечной Вселенной. По мнению Цорионова, это приводит к распространенному в светских кругах мнению, что «если даже предположить, что Бог есть, ему нет дела до столь ничтожных вещей, как нравственная жизнь человека и его моральный выбор».

Вокруг статьи Энтео уже развернулась полемика. Священник Георгий Максимов вответной статье выступил против геоцентризма. Думаю, их дискуссия еще будет продолжаться. Участвовать в ней не хочу. Хочу поговорить немного о другом.


Святые – тоже люди

Активист утверждает, что геоцентризм – общее мнение отцов Церкви и позиционирует себя как ярого защитника этого мнения. И здесь он допускает одну большую ошибку.

Творения святых отцов полезны и необходимы для назидания, а, в конечном счете, для нашего спасения, но в силу своего человеческого происхождения могут содержать в себе ошибки, неточности, частные мнения и так далее. Поэтому в Церкви и есть понятие «частное богословское мнение», то есть мнение отца Церкви, несомненного авторитета, но неподержанное другими святыми.

История богословия знает множество подобных примеров. Например, средневековые схоласты пытались решить вопрос, сколько ангелов находится на кончике иглы. Можно много спорить об этом и все ответы будут частными богословскими мнениями, которые не имеют для верующего человека особой важности. Тоже самое с геоцентризмом, с которым вдруг начали носится как с писанной торбой.

Святые отцы в своих трудах говорили с позиции тех знаний, которые имели. Мир времен Василия Великого думал, что звезда по имени Солнце находится в центре мироздания и святой повторил эту мысль в своих трудах. И нет ничего плохого в том, что люди той эпохи не имели таких мощных электронных телескопов, которыми современные ученые выходят за рамки Солнечной системы.

Энтео и грабли

Энтео наступает на старые грабли, утверждая, что между религией и наукой пропасть и что человек может быть либо верующим, и тогда должен отвергать все научные теории, либо быть сторонником светского знания и тогда быть деистом, атеистом и так далее.

Верующий человек вполне может считать, что планета Земля не является центром вселенной. И могу по опыту вам сказать, что никакого чувства богооставленности не возникает. Наоборот, ощущая себя пылинкой на камне, летящем в безвоздушном пространстве, больше ощущаешь свою ничтожность и величие Бога, создавшего весь этот прекрасный мир.

Одной из отличительных черт неофитского взгляда на Православие является борьба за второстепенные и третьестепенные вещи. «Православный должен делать так, а не так»,  – сотрясают воздух ударами по клавиатуре многие новообращенные.

Недавно такого рода неофит, активно борющийся против «модернизма» и принципиально использующий старый стиль и дореволюционную орфографию, вообще, предложил убивать новостильников. Таким образом, ревнитель веры готов (надеюсь только на словах) от практики христианской любви перейти к антихристианской практике ненависти.

Великий святой Иустин (Попович) предложил все мерить одним критерием – смертью. Нашу жизнь, наши взгляды, поступки – все подвести под критерий смерти. Не думаю, что Господь на Страшном Суде будет спрашивать, пользовались ли мы старой или новой орфографией и что считали центром мира. Он будет смотреть на результаты нашей жизни. Чего мы достигли или до чего докатились.

Самое главное – чтобы в центре нашей жизни был Господь. Есть такая пословица: «поставьте Бога на главное место в своей жизни, и тогда всё остальное само встанет на свои места», чего я всем нам и желаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...