"Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

воскресенье, 20 марта 2016 г.

Сенсация: шимпанзе в Африке придумали какого-то бога и ему молятся

Это действительно сенсация. Впервые ученые увидели зарождение религии не у людей, а у животных! А именно — группа шимпанзе в Африке без какого-либо смысла принялась строить пирамидки из камней в пустых стволах старых деревьев. Видеокамеры зафиксировали, как это происходит. Старые самцы подходят к «святому» месту, с громким криком кидают в пустой ствол дерева очередной камень, и с благоговением удаляются. Что самое поразительное, после того, как они положат камень, шимпанзе несколько секунд раскачиваются из стороны в сторону, делая совершенно несвойственные им движения. Такое впечатление, что они молятся или медитируют. Об этом пишет журнал Scientific Reports. Ученые считают, что шимпанзе придумали себе какую-то религию, символом ее сделали кучки камней, а пустые стволы старых деревьев стали прото-храмами.

В самом деле, крупные и красивые камни — видимо, самые древние «храмы» человечества. Люди до сих пор поклоняются отдельным камням, например, Синему камню на окраине Переславля Залесского. А в античности, согласно свидетельствам древних авторов, таких культовых камней было множество. Их украшали венками и поливали маслом. Кучки камней были святыми, запретными местами практически по всех религиях, например, у нас на Севере. Считается, что каждый камень в куче — это душа предка. Ученые считают, что и шимпанзе кидают камень в кучу тогда, когда умирает их сородич.

Религия считается главным отличием человека от животного. Классическая антропология говорит, что животные бросают своих покойных и не проявляют к ним интереса. Появление погребений ученые считают важнейшим признаком превращение животного в человека. Но в случае с шимпанзе мы видим даже не погребения (то, что обезьяны скорбят по своим покойным, было известно и ранее), а настоящие культовые места.

Таким образом, религия свойственна не только людям, но и животным. Наверняка в сознании шимпанзе, которые строят пирамидки из камней, есть представление о неких духах, есть имена этих духов, а значит, есть место для абстрактных понятий очень высокого уровня. Не исключено, что у шимпанзе может даже зародиться наука (хотя ранняя религия и ранняя наука — это практически одно и то же).

Что же случилось, ученые раньше просто не замечали религии у животных? Или в наше время по непонятным причинам вдруг началось быстрое развитие ума у обезьян? Скорее первое — открытие стало возможным благодаря мощным видеокамерам, работающим автономно, а это — недавнее изобретение.



Комментарии:

Probably, the reason was fear of something imaginary inside the cavities of  the trees. Monkeys were throwing stones into the cavities.
Возможно, причиной был страх перед чем-то воображаемым в полостях деревьев. Обезьяны бросали в полости камни.

Да, наверно инстинкт боязни змей.

Скорее «вождь» убивал в дупле дерева угрозу (паук, змея, детеныш леопарда…). Танцевал, а не молился. (ритуальный танец — мол я устранил угрозу).

«Ученые считают, что и шимпанзе кидают камень в кучу тогда, когда умирает их сородич» — у ученых две теории: бросание как часть авторитарного мужского ритуала (помогает сделать громкий звук, особенно о полые деревья) или бросание как часть разметки территории. Пройдут десятки лет прежде чем ученые смогут дать ответ.

Полагаю эволюция приматов генерирует новые территории размышления и этапы эволюции! Японские и прочие, как было заверено, приматы моют фрукты и пользуются орудиями труда в особых случаях, и очистка территории от камней, кладя их в дупло пустующих деревьев, восполнив последних в недостатке объема, вполне вероятно является ещё одним прорывом! Дерево с камнями может также предполагаться одним из знаковых деревьев для определения точки отсчёта леса в стороны либо к постоянному месту прибывания, возвращения и прочих возможностей! Само чувство аккуратности и созерцание сделанным своими руками — это одно из сильных чувств которое может появиться (создаться) и переноситься в душе!

Правильнее было бы назвать это ритуалами. Скорей всего кто-то из обезьян получил определённую выгоду, однажды кинув в дупло камень и сделав какие-то движения, либо одновременно с этими действиями произошло хорошее внешнее событие и это увидела ещё какая-то обезьяна. Почему-то это оказалось очень важным и создало очень сильные нейронные связи и чёткую ассоциацию действий и мнимого следствия из них. Возникла примета или ритуал. Божества и их имена — это уже домыслы, которые трудно проверить. А ритуалы мало отличаются от условных рефлексов.

Дополнение:

Шимпанзе провожают в последний путь свою соплеменницу Дороти, умершую в возрасте 40 лет.

Я увидел это фото и задумался во что веруют шимпанзе? Оказываются они верят в "бога дождя", ну или как они его там себе называют. Танец дождя у шимпанзе - некий загадочный обряд, смысл которого не до конца ясен. Однако, это можно назвать проторелигиозным обрядом. Когда дождь льет долго, вожак начинает свой танец, что бы показать тому, кто льет дождь, что они сильнее его и не боятся, как бы им не было противно и холодно.
http://community.livejournal.com/anthropology_ru/418914.html 

Вот пара цитат об этом:

Когда в тропическом лесу начинается дождь, шимпанзе понуро прячутся под кроны деревьев. Если ливень не прекращается и через несколько часов, то один из самцов вдруг с громким воплем срывается с места, начинает подпрыгивать, колотить палкой по стволам деревьев, суматошно бегать и топать ногами. Выглядит это так, словно он впал в буйное помешательство. Проходит немного времени, и ему принимаются подражать другие самцы — соло превращается в коллективный танец. Самки не участвуют в спектакле, они вместе с детенышами забираются на деревья, откуда следят за происходящим. Этот «танец дождя» длится до получаса — при вспышках молний, под проливным дождем. Затем животные успокаиваются и, уже не издавая воинственного рева, скрываются в чаще леса. Поведение шимпанзе во время «танца дождя» как две капли воды похоже на то, как они доказывают свое превосходство перед другими членами группы. Поэтому справедливо предположить, что таким образом они... угрожают дождю. Но на дождь, в отличие от более слабых духом и телом сородичей, воинственный танец впечатления не производит, и он льет по-прежнему. Точно так же ведут себя шимпанзе при сильном ветре или возле широких рек и водопадов. Все это очень напоминает танцы первобытных народов, с помощью которых они заклинали духов.
Сайт "Человекообразные обезьяны" http://jumpingcastles.org/?p=7


Все рассказчики о шимпанзе отмечают одну особенность их вожаков. В дождь, когда вся община, согнувшись, мерзнет на ветках, только вожак бодрствует. Больше того, именно в это время овладевает им странный кураж, называемый «танцем дождя», - вожак, ухватившись рукой за ствол дерева, носится на ветках по кругу, колотит себя другою рукой по бедру. Такое неистовство обычно длится около получаса - как раз столько, сколько длится тропический ливень.

Ни в книгах, ни в беседах о шимпанзе я не нашел объяснения феномену «танец дождя» - все пожимали плечами. Рискну высказать собственную догадку. Танец этот - демонстрация силы и бодрости вожака, подтверждение своего ранга в группе. Все сидят угнетенные, сникшие, а он танцует: смотрите, кому вы доверились, - мне все нипочем! И при виде змеи все в ужасе разбегаются, только вожак, вооружившись палкой, змею убивает. Уклонись от этих двух серьезных обязанностей, вожак, возможно, сразу же потеряет доверие и покорность «электората».
В. Песков. Обезьяний лес. http://www.ethology.ru/library/?id=123

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...