"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

среда, 16 мая 2018 г.

Дмитрий Быков: Фэнтезийный мир девочек-трансгендеров Генри Дарджера

... Это Генри Дарджер (Даргер; Henry Darger, 1892-1973). Мы располагаем единственной его фотографией, и мы даже не знаем Даргер или Дарджер правильно говорить, потому что его все называли Генри. Он был мусорщиком, умер в одинокой меблирашке, в нанятой квартире (в Чикаго), где ему принадлежала одна комната… Ныне эта комната и все экспонаты, в ней хранящиеся, перенесены в полной сохранности в музей девиантного искусства (American Folk Art Museum, AFAM). И комнату Генри Дарджера, вырезки из журналов, которыми он пользовался, его личные вещи – всё это можно там увидеть. Это одно из самых сильных моих музейных потрясений в жизни. Посетите этот чикагский девиантный музей.

Генри Дарджер всю жизнь писал огромный роман, самый длинный роман в истории человечества (я думаю, что сага Мартина будет подлиннее). В 15 томах. 15 145 страницы там! (И потом написал ещё роман на 10 000 страниц, продолжение, про сестрёнок Вивиан (the seven Vivian sisters and their companion/secret brother, Penrod) уже в Чикаго - "Crazy House: Further Adventures in Chicago").

Этот роман называется «In the Realms of the Unreal», то есть «Царство мечты», «Царство нереального». Там планета, несколько больше Земли (наша Земля только луна, вращающаяся вокруг этой планеты), на ней угнетают девочек маленьких, вообще детей угнетают. Дети и сёстры Вивиан – общим числом, кажется, семь (Vivian Girls (those little girls drawn with penises), seven princesses of the Christian nation of Abbieannia) – поднимают восстание против взрослых  (Caused by the Child Slave Rebellion, heir battles with the Glandelinians, evil adults who practice child slavery). Там есть драконы летающие ("Blengigomeneans" or Blengins for short), и эти драконы иногда вмешиваются в ситуацию то на стороне девочек, то на стороне их угнетателей (гигантские крылатые существа с изогнутыми рогами, которые иногда принимают человеческую или частично человеческую форму, даже маскируясь под детей).


Henry Darger, “18 At Norma Catherine. But wild thunderstorm with cyclone like wind saves them.” (mid-20th century), watercolor, pencil, colored pencil, and carbon tracing on pieced paper, double-sided, 19 1/8 x 47 3/4 in. (image via American Folk Art Museum)

Конечно, прочесть эти пятнадцать тысяч страниц может только фанатичный исследователь Дарджера. Один такой нашёлся, он написал краткое изложение.




И вот это краткое изложение в биографической книжке про Дарджера люто напомнило мне «Игру престолов»: тоже с подробнейше прописанными битвами, достаточно бессмысленными. Тут ведь какая история! Мартин не сплагиировал, просто сначала идея такой саги явилась гениальному безумцу, абсолютному безумцу. 

Читать эту сагу нельзя, потому что она слишком полна мрачных, садических, эротических подробностей. Дарджер вёл подробные списки всех погибших в каждом бою, описывал эти сражения страшно детально. (Например   "Glandeco-Angelinnian War Storm") (Дарджер был призван в 1917 г. в армию, но после нескольких месяцев его муштры первая мировая война закончилась). (Дарджер предоставил две версии окончания истории: по одной - девочки-повстанцы торжествуют победу, а по второй - терпят сокрушительное поражение).

Нарисовал больше трех тысяч иллюстраций, которые сейчас продаются за бешеные деньги на аукционах по искусству. Его иллюстрации к собственной книге являются одними из наиболее известных образцов ар брют  (фр. Art Brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство) — термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключённые, чудаки-одиночки и т. п.). В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров, англ. outsider art, который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел (фр. Neuve Invention), примитивизм.

Образы детей-мучеников у Г. Дарджера исходят из популярной католической культуры и иконописи. К ним относятся мученические изображения и католические комиксы, часто повествующие о невинных жертвах женщин и девочек.

Своеобразной чертой художественных произведений Дарджера являются изображения трансгендерных персонажей. Показано, что у многих его девочек есть пенисы, когда они раздеты или частично одеты. Биограф Джим Эльджлед предполагает, что это отражает проблемы Дарджера с гендерной идентичностью и гомосексуализмом.





















Между прочим, Дарджер при жизни не увидел ни одной напечатанной страницы (начал его писать в 1909 г.) Его единственным развлечением было подробное ведение дневника погоды, коллекционирование бутылочек от лекарств и так далее. Он жил – абсолютно типичный девиантный одинокий сумасшедший. Ну, посетите как-нибудь в Чикаго этот музей, вы увидите эту жуткую комнату очень опрятного человека, но где свалена масса ненужных вещей. Она загромождена до предела. Где он там ютился – непонятно.

Книга о Дарджере вышла в середине девяностых. Хотя история его открылась гораздо раньше – рукописи-то нашли в 1973 году, когда он помер в больнице. Я помню, Чертанову (то есть Машке) рассказывал эту историю: «Какая, мол, страшная судьба». Она говорит: «Что ты? Дурак! Какая прекрасная судьба! Он же создал свой мир! Он переписал свою жизнь. Он сидел в этой каморке и творил миры! Это же история о бессмертии человеческого духа!» Для меня это история о безумном угнетении человеческого духа, а для неё – о победе, о торжестве. Вот в чём штука.

... Ещё один замечательный пример – Лотреамон, конечно. Лотреамон – гениальный безумец, из которого выросло всё фэнтези XX века.

... Почему Генри Дарджер писал свою сагу с тридцатых по пятидесятые, потом перестал, а востребовано это оказалось сейчас? Потому что сегодня читатель и писатель почувствовали себя Генри Дарджером – этим маленьким человеком, запертым в одинокой каморке среди гигантского Чикаго, страшно одиноким (был одинок всю жизнь, у него возлюбленных никаких не было, он вырезал портреты из журналов). Я думаю, что сегодняшний читатель, ужасные вещи говорю, но фрустрирован так же, именно поэтому эскапистские саги становятся абсолютно главным явлением... 

 Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/176205/readpart-odin-sto-nochej-s-chitatelem-dmitrij-bykov/~6

О музее Генри Дарджера - https://hyperallergic.com/65318/on-henry-dargers-15000-page-novel/

Статья о нем в Википедии - https://en.wikipedia.org/wiki/Henry_Darger

-------------------------
Генри Джосеф Дарджер (Даргер; англ. Henry Joseph Darger, 12 апреля 1892 - 13 апреля 1973) - американский художник-иллюстратор и писатель.

Родился в Чикаго (Иллинойс, США). Мать Дарджера Роза Фулман умерла во время родов второго ребенка (дочери), когда ему было 4 года (до Генри у Розы было еще двое детей, но их следы не обнаружены). После смерти матери маленький Генри жил с отцом Генри Дарджером-старшим, пока тот мог заботиться о ребёнке. В 1900 году тяжело больной отец Дарджера был помещен в католическую миссию для пожизненного проживания. Отец умер в 1905 г. После чего Генри оказался в католическом приюте для мальчиков города Линкольна (штат Иллинойс). Взятый на попечение Дарджер был признан слабоумным, так как всюду пытался вскрыть ложь взрослых и сверстников. Также он часто издавал раздражающие других звуки (т.н. "синдром Туретта", Tourette Syndrome).  Позднее ему поставили ещё один диагноз — «мастурбация» (официально использовался в то время эвфемизм  "little Henry's heart is not in the right place")В 1908 году шестнадцатилетний Дарджер сбежал из приюта. Он устроился с помощью своей крестной матери на низкооплачиваемую работу в католической больнице Чикаго, где проработал около 50 лет (до выхода на пенсию в 1963 г.).

Дарджер вёл однообразную и затворническую жизнь. Ежедневно посещал католическую мессу, иногда в день мог простоять на службе пяти месс. Дружил с Уильямом Шлодером и с ним в 30-х гг. основал "Общество защиты детей", которое находило для подвергшихся насилию детей семьи для усыновления. После переезда У. Шлодера из Чикаго Г. Дарджер обменивался с ним письмами до смерти Уильяма в 1959 г. Г. Дарджер попытался усыноить ребенка, но в этом ему было отказано властями. В своей Декларации Прав Детей он провозглашал: что дети должны иметь право "to play, to be happy, and to dream, the right to normal sleep of the night's season, the right to an education, that we may have an equality of opportunity for developing all that are in us of mind and heart".

Также Г. Дарджер писал роман-расследование о реальном убийстве 5-летней девочки Элси Парубек (Elsie Paroubek; апрель 1911 г.), но все материалы расследования, включая фото девочки, были похищены из квартиры Дарджера, а сама квартира разгромлена. Убийца девочки так и не был найден.

Сам Г. Дарджер умер в 1973 г. Похоронен на кладбище Всех Святых в Дез-Плейнсе (штат Иллинойс. На его надгробии написано «Художник» и «Защитник детей».

Только незадолго до его смерти выяснилось, что он в течение многих лет работал над книгой о войне детей-рабов против жестоких поработителей. Полный текст этой книги составил 15 143 страницы. События книги Дарджер отразил в нескольких сотнях рисунков, при создании которых он использовал вырезки из газет и журналов, коллаж, акварель и карандаш.

Наследие Дарджера обнаружили после его смерти домовладельцы Лернеры, один из которых, Натан, был опытным фотографом "New York Times" и сразу признал художественную ценность работ Дарджера. Было создано Общество прав исполнителей наследия Дарджера, экспозиция его работ представлена в "Intuit: The Center for Intuitive and Outsider Art", сняты о нем документальные фильмы. На ярмарке "Outsider Art", которая проводится каждый январь в Нью-Йорке, и на аукционах его работы являются одними из самых высоких по цене любого художника-самоучки (больше 750 000 долл. США). Работы Г. Дарджера находяться во многих музеях мира. В 2001 году Американский музей народного творчества в Нью-Йорке открыл Учебный центр Генри Дарджера.

После смерти Дарджер стал культовой фигурой американской контркультуры (литературы, музыки, кино и др.). По мотивам его творчества написана поэма Джона Эшбери «Девичья беготня / Девушки в бегах» (1994; John Ashbery - Girls on the Run: A Poem Open Road Integrated Media; ISBN: 978-1-4804-5913-7, 1480459135; 2014 ), создана многопользовательская онлайн-игра "Sissyfight" (2000), мультимедийная пьеса хореографа  Pat Graney (2004) и др. Дарджер и его работы вдохновили многих музыкантов. «Вивианские девочки» - это одноименная инди-панк из Бруклина, «Генри Даргер» - песня Натали Мерчант на ее альбоме «Родина», «Vivian Girls» - песня группы Wussy на их альбоме «Left for Dead». «Девушки-вивианцы, которых посетили в ночь Святого Даргария и его эскадрильи доброжелательных бабочек», - это песня Суфьяна Стивенса на его альбоме «Лавина: выходы и доспехи из альбома Иллинойса», «The Story of the Vivian Girls» - это песня Comet Gain на их альбоме 2005 года City Fallen Leaves и «Segue: In the Realms of Unreal» - это песня группы "... And You Will Know Us by the Trail of Dead" в их альбоме So Divivided, «The Vivian Girls » - песня 1979 года Snakefinger (Philip Lithman Roth), также записанная Monks of Doom на их альбоме The Cosmodemonic Telegraph Company,« Vivian girls »- это песня группы Fucked Up в их альбоме «Скрытый мир» и «Lost girls», (о работе Даргера) - это песня Тилли и Стены на их альбоме Bottoms of Barrels. В 2011 году Majical Cloudz выпустила «Детский конец», преследующую песню, под влиянием позднейшей жизни Даргера. Нью-йоркский джазовый пианист Сэм Харрис в альбоме 2014 года «Interludes» включает песню под названием «The Hermit Darger».

Vivian Girls were an American band from Brooklyn, New York, from 2008. The only consistent members were Cassie Ramone and Katy Goodman, on guitar and bass respectively, whereas the group had several drummers throughout its history. They took their name from a book by Henry Darger. https://en.wikipedia.org/wiki/Vivian_Girls
Послушать группу можно здесьhttps://my.mail.ru/music/playlists/vivian-girls-914863335846

О нем:
Henry J. Darger: dans les royaumes de l’irréel // Lausanne: Collection de l’art brut / Ed. by J.MacGregor. — Lugano: Fondazione Galleria Gottardo, 1996.
Bonesteel M. Henry Darger: art and selected writings. — New York: Rizzoli, 2000.
Davis Anderson B. Darger: the Henry Darger Collection at the American Folk Art Museum. — New York : Stewart, Tabori & Chang ; London : Thames & Hudson, 2001.
MacGregor J. In the realms of the unreal: the mystery of Henry Darger. — New York: Delano Greenidge, 2002.

Michael Moon - Darger's Resources 

Duke University Press Books; ISBN-10: 0822351560; ISBN-13: 978-0822351566; 2012  (pdf) - https://vk.com/doc369932387_464485693?hash=f9947175e0e5389e15&dl=4ef34295e83ed4eb41

Сайт - http://officialhenrydarger.com

Madrid Gómez E. Sound and fury: the art of Henry Darger. — New York: Andrew Edlin Gallery, 2006.


Гланделинианцы – безбожные враги мирной христианской нации Аббиэнии, держащие в рабстве ее детей. Дети восстают, и начинается война. Семь смелых юных принцесс Вивиан (Дейзи, Хейди, Вайолет, Джойс, Дженни, Анжелина и Кэтрин) со своим братом Пенродом, которые не имели страха ни перед кем, кроме Бога, вступают в бой со злыми захватчиками, участвуя в кровопролитных битвах, раскрывая заговоры, попадая в тюрьму и устраивая побеги из плена. Всё это, безусловно, напоминает историю детства самого Дарджера. Детей защищают фантастические существа, которые называются «бленгегноменианцы» или «бленгемы». Они бывают разными: иногда с кошачьими головами, иногда похожими на драконов, а иногда они похожи на детей, но, при этом, имеют бараньи рога и крылья бабочек. Также интересно, что девочки на его рисунках имеют мужские половые признаки. Почему так? На этот счет есть разные точки зрения. Возможно, Дарджер просто не был знаком с некоторыми фактами человеческой анатомии, а, возможно, хотел создать андрогинных существ. Детей в его книгах безбожные гланделинианцы отправляют в сиротские приюты, всячески их мучают, привязывая к деревьям и распиная. Таким образом, милые изображения детей в этой эпопее сменяются жестокими и кровавыми. А, в целом, «Королевство» становится детальным портретом внутреннего мира его автора: порой жестокого, банального, но со вспышками божественного. 

Так как Дарджер не имел художественного образования, он создавал свое произведение, опираясь на те книги, которые он читал в детстве: «Удивительный Волшебник из Страны Оз» Лаймена Франка Баума, «Хайди» Иоханны Спири, «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу и серия о Пенроде Бута Таркингтона. Свои же рисунки он зачастую делал посредством коллажа, аппликаций, фотокопирования, увеличения чужих рисунков и последующего перерисовывания их от руки. Именно для его коллажей и нужны были газеты и журналы, которые он собирал на улице. Фигуры вивианских девушек и детей были заимствованы преимущественно из детских книг-раскрасок и газетных комиксов, это зачастую диснеевские образы, объявления и иллюстрации из газет. Удивительный пример перерождения массовой культуры, не правда ли? Злые гланделинианские генералы были созданы из газетных фотографий и изображений солдат времен Гражданской войны, которой Дарджер очень увлекался. Он также часто писал о погоде, 10 лет вел записи её наблюдения и наблюдения ошибок метеоролога, он даже спрашивал Бога о погоде. Погода была единственно темой, по которой он мог проронить несколько фраз с окружающими. На его рисунках преобладают циклоны, торнадо, град, — «безумная ярость сумасшедшей бури». Его эпопея крайне детализирована: старик сам сочинял стихи к гимнам армий, составлял подробные списки убитых солдат, военных расходов, причудливых имен генералов. Например, христианских генералов звали: генерал Восхищение, генерал Большое Сердце, генерал Имбирное Печенье. А злых гланделинианских генералов звали: генерал Намордник, урожденный Развратник, генерал Разбейголова и генерал Свиной Хрюк. Но конец всей этой причудливой эпопеи остается туманным. Дарджер оставил двойной финал и до конца не ясно, кто же победил в этой борьбе: христианская нация или гланделинианские безбожники? К чему же привели его многолетние разговоры с Богом?

В 1972 году в своих дневниках Генри Дарджер написал: «Поверите ли вы, что в отличие от большинства детей, я ненавидел день когда стану взрослым? Я хотел бы всегда оставаться ребенком». Спустя год, 13 апреля 1973 года, в возрасте 81 года он умирает. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...