"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Лев Абалкин: Блистательная звезда

По-шумерски её имя Инанна. По-аккадски Иштар. Она дочь луноликого бога Нанны (Сина) и самая яркая из богинь древнего Междуречья, и знаком её являлась восьмиконечная звезда.

Древнейшими небесными богами, отождествляемыми с видимыми сияющими телами являлись синебородый пастырь звёздных стад Нанна (Син), ясноликий правдовидец Уту (Шамаш) и ясноокая, переменчивая норовом Инанна (Иштар) — соответственно Луна, Солнце и Венера. Более всех эти боги почитались в древних Уре и Уруке, где они определённо были главными божествами. Светлоокая Инанна представлялась дочерью луноликого старца Нанны (хотя, изначально её, видимо, возводили до порождения самого всенебесного бога Ана) и сестрою солнцеликого Уту.

Каким образом временами невидимая на небесах Инанна опередила по значимости и Луну, и Солнце (да и сами Небеса) — неясно, но зато это красноречиво свидетельствует о тех чертах, которые ей и приписывались: коварство, изменчивость, страстность (как в делах плотских утех, так и боевых свершений). Она морочит головы, опьяняет и откровенно крадёт. Она мстительна, яростна и злопамятна (горе тебе, человече, если ты вызовешь её гнев! — страшна она во гневе и не остановится ни перед чем, заставив даже сами небеса обрушиться на твою нерадивую голову). Но при этом она страстна и желанна. Она обманула и своего отца, и извела со свету своего мужа, и губила своих любовников, но при всём этом её значимость и почитаемость были неизменно высоки. Инанна, называемая в последствии чаще Иштар, впитала в себя многие черты иных древних богов и заняла место премногих достойных богинь, отправив их в безызвестность.

Главными её полномочиями с древних времён было плодородие (но не материнство), сладострастие и победоносность. Именно она (а вернее её жрицы) принимала главное участие в весеннем совокуплении обряда "Священного брака". Вообще же Инанна/Иштар являлась самым сложным и противоречивым божеством древнего Междуречья, имея совершенно противоположные черты и свойства в разных городах, от места к месту, что со временем лишь усугублялось.

Так или иначе, но именно ясноокая Инанна — сиятельная Иштар оказалась той избранной путеводной звездой, что вела полки Шаррукина на меркнущий Закат — к морю Верхнему, и на пробуждающийся Восход — к морю Нижнему. И всюду в удаче она сопутствовала царю битвы, ставшему властелином всех четырёх сторон света. Быть может это совпадение — но именно Шаррукин ввёл лучников в основу своих войск (без тугой древесины, подходящей на луки, не произрастающей в Междуречье, поражать противника на расстоянии возможно было лишь пращникам). Лучнику необходим зоркий и меткий глаз. И только самый острый глаз способен, порою, при приближении Венеры к Земле, разглядеть её тонкий серпик. Обладал ли таким оком сам Праведный царь? — неизвестно. Но если да, то определённо можно сказать: "его звезда ему улыбалась"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...