"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

пятница, 8 марта 2019 г.

Диалектика Единого

Существует единство гармоничное и хаотичное - это совершенно разные типы единства.

Первое предполагает виртуозную сыранность оркестра, второе - какофонию неорганизованной массы.

Здесь можно привести аналогию расширения сознания - в плане резкого увеличения числа межнейронных связей - под ЛСД или благодаря медитационной практике. 

В первом случае новые связи возникают хаотично, отражая полноту бредовой конструкции непросветленного сознания. Отсюда - вся шизотень в опыте таких психонавтов.

Во втором случае речь идет о единстве сбалансированных параметрах мозга, прошедшего сознательную тренировку. 

Неразличение этих видов единства говорит об отсутствии опыта адвайты, как она понималась древними риши, но обретение такового все ставит на свои места, и проблема "единства Бога и Сатаны" (как любят заострять дискурс радикальные авраамисты), решается гармоничным, а не шизоидным образом.

(с) Владимир Видеманн

Комментарий:

Еще Ф. Ницше продемонстрировал («Рождение трагедии из духа музыки»), что для нормального функционирования культурной жизни, обеспечения способности к обновлению, в ее корпусе требуется присутствие двух начал: аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (хаотизирующего - по сути Г. Хакен в 70-е гг. ХХ в. повторил то же самое по поводу любых самоорганизующихся систем). Соответственно, по мере приближения к точке «бифуркации» на социальном уровне появляется потребность в личностях, являющих собой образцы новационности, гипостазируемых, преимущественно, в духовных факторах. В роли подобных «проводников хаоса» и выступают личности, попадающие в положение маргинала, поскольку вносимая ими новационность, естественно, взламывает устои традиционного порядка, значит, и помещает их на «грань». Интенсификация маргинализма - предвестие серьезных трансформаций, обусловленных нарушением в системе относительного баланса порядка и хаоса, и тогда появляются пионеры либо первого, либо второго, в зависимости от того, какие элементы являются доминирующими (здесь их миссия в чем-то близка роли пассионариев в теории Л.Н. Гумилева).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...